Цель: Знакомство обучающихся с традиционной культурой
эвенков, воспитание уважительного отношения к культуре народов Республики Бурятия, России.
Формирующиеся ценности: единство народов Республики Бурятия, России, патриотизм, любовь к Родине, самореализация, развитие.
Планируемые результаты:Личностные:– первоначальная сформированность у обучающихся основ российской
гражданской идентичности; готовности к саморазвитию; мотивации к познанию и обучению;
Предметные: –расширять знания обучающихся о народах, населяющих Республику Бурятия;
–прививать уважительное отношение к коренному народу родного края эвенкам, к их культуре, традициям и обычаям.
Метапредметные:
–применять правила работыв условиях совместной деятельности;
– проявление первоначальных умений анализировать текстовую и иллюстративную информацию;
–принимать участие в коллективном диалоге,высказывать свое отношение к обсуждаемым вопросам
Продолжительность занятия: 30 минут.
Форма занятия: познавательная беседа на основе иллюстративного материала (презентация). Занятие предполагает использование видеофрагментов, игровых интерактивных заданий и воображаемых ситуаций.
Комплект материалов:
- сценарий
- мультимедийная презентация
- видеоролик
- интерактивное задание
Структура занятияЧасть 1. МотивационнаяЦель первой части занятия – создать условия для активного участия
обучающихся в обсуждении темы. Мотивация предстоящей деятельности
младших школьников базируется на просмотре и обсуждении материала,
отражающего тему занятия.
Часть 2. ОсновнаяВ основной части обучающиеся подводятся к пониманию и раскрытию
основных смыслов занятия. С этой целью обучающимся предлагаются анализ иллюстративного материала, просмотр видео и вопросы познавательного характера.
Часть 3. ЗаключительнаяОбобщение темы занятия, подведение итогов занятия
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯЧасть 1. МотивационнаяУчитель
: Посмотрите на карту. Какая большая наша страна.
- Скажите, как наша страна называется?
-А в какой республике мы живём? Покажите её на карте.
- На территории нашей республики живут люди разных национальностей единой семьей: буряты, эвенки, русские, татары и многие другие. Для коренных народов Сибири земля вокруг Байкала родная. Другие же народы она гостеприимно приняла и надёжно защищает всех, кто живёт здесь. Не случайно, что на нашей земле не было, и нет распрей между народами.
Учитель
: Сегодня, мы с вами отправляемся в гости к одному из коренных народов нашей республики (Слайд 1) эвенкам, познакомимся с культурой эвенкийского народа, его традициями, праздниками и бытом.
Демонстрация Видео 1. (Слайд 2)
Часть 2. ОсновнаяЭвенки - древнейший этнос, освоивший громадные пространства Севера, Сибири и Дальнего Востока, один из коренных народов Республики Бурятия. Говорят на эвенкийском языке. (Слайд 3)
(Слайд 4) Демонстрация Видео 2. Кто такие эвенки?
Эвенки делятся на 3 группыв зависимости от типа хозяйствования:
орочены – оленные люди,
мурчены – скотоводы,
ламучеры – рыбаки.
В Бурятии представлены все 3 группы. Все эвенки занимаются сезонной охотой . (Слайд 5)
Оленеводством занимаются эвенки Баунтовского и Муйского районов нашей республики, которые проживают в самой северной части республики, где растёт корм оленей, мох-ягель, и есть обширные пространства для пастбищ (Слайд 6)
- Ребята, как вы думаете, для чего эвенку нужен олень?
(Ответы детей)Эвенкийская пословица гласит: «Пока жив олень - жив эвенк». Олень издревле был для эвенков лучшим другом и помощником. Ондавал им пищу и кров, лекарства и одежду. Эвенки – кочевой народ. И на места новых стоянок они перебирались тоже с помощью оленей. (Слайд 7)
Задание: Представьте, что мы пришли в гости к эвенкийскому охотнику Икэлэну. Послушаем, как он разговаривает с белкой.
Учитель читает за охотника
Белка плюхнулась
В мягкий снег.
Ветка не удержала.
Купается белка,
Солнечный мех
С темным опушием
Чистит,
Можно рукою схватить.
Бусинки глаз подняла,
Удивилась.
К небу взметнулась на ель…
В кружку хлеб накрошу,
Сладким чаем залью
И о белке
Думаю:
Как ей в еловой постели,
Там, где ветер качает
Деревья,
Не холодно спать? (В. Петров)
Вопросы:
1. Как вы думаете, умеет ли наблюдать природу охотник Икэлэн? (Примерные ответы: «Он как будто всё знает о белке», «Он заметил цвет шубки белки», «Охотники должны быть очень внимательными».
2. Можно ли сказать, что охотник Икэлэн тонко чувствует природу, а каждый природный объект для него близкий и родной?
(Примерные ответы детей: «Он часто бывает на охоте и внимательно смотрит вокруг: все ли в порядке?», «Он хоть и охотник, но бережет природу»)
Про эвенков говорят: «Тайгу читает он, как книгу, как увлекательный роман». Многие века тайга была для эвенков домом, кормилицей, защитницей. И в этом доме они живут, соблюдая его законы, сохраняя обычаи тайги и оберегая природу. (Слайд 8)
Для постоянного передвижения по тайге требовалось легкое переносное жилище, которое бы защищало от сурового сибирского климата. Таким жилищем был конический чум, каркас которого составлялся из деревянных жердей, а сверху покрывался берестой (в летнее время), корой, шкурами (в зимнее время) или тканями. (Слайд 9)
- Рассмотрите, пожалуйста, национальные костюмы эвенков. (Слайд 10)
- Какая одежда у эвенков ? ( теплая, красивая, меховая, узорчатая).
- Почему в одежде эвенков преобладает меховая одежда и отделка из меха?
( ответы детей)
Традиционно эвенки носили кафтан с завязками на груди - летний (сун) из ткани и зимний (хэгилмэ) из осенней шкуры оленя, под который надевали расшитый нагрудник до бёдер - женский (нэлли) с прямым и мужской (хэлми) с треугольным нижним краем, самым красивым элементом одеяния.
Основным способом украшения служит вышивка бисером. Эвенкийский народ украшает свою одежду особыми узорами, которые служат оберегом от злых сил. В повторяющихся ритмичных узорах эвенков мы можем узнать и медведя, и оленя и разных птиц. Каждый узор – это сюжет из жизни охотников, рыбаков и оленеводов.
Яркими узорами были расшиты не только теплая одежда, но и обувь, рукавицы. К своей одежде эвенки относились очень бережно. Потому что ее изготовление занимает очень много времени и сил.
- В долгие зимние вечера эвенкийские мастерицы изготавливали интересные "кумаланы" (коврики). Как вы думаете, для чего нужны были кумаланы?
Ответы детейКумалан — национальный коврик эвенков, сшитый из оленьих шкур с чередованием тёмных и светлых фрагментов. Чаще всего ковёр имел форму круга. Кумалан считался символом достатка и благополучия.
У эвенков есть свой эвенкийский оберег «Дылачакан». В переводе с эвенкийского языка означает «Солнышко». Издревле считалось, что «Дылачакан» защищает от злых духов и символизирует достаток, любовь, верность, тепло, благополучие и счастье в семье. По традиции «Солнышко» используют в качестве подарка близким, друзьям, почетным гостям.
(Слайд 11)
Эвенки – искусные мастера народных промыслов, причудливо сочетают мех, бересту, бисер. В цветовой гамме узоров обязательно присутствуют цвета солнца, земли, неба и снега.
- Назовите цвета солнца, земли, неба и снега. (Слайд 12)
У каждого народа есть свои песни, сказки, загадки, пословицы и поговорки.
Эвенки знают много загадок и любят загадывать их друг другу. А сможете ли вы отгадать эвенкийские загадки?
1. Это что? Плачет. (Дождь)
2. Это что? Её нельзя вычерпать. (Река)
3. Это кто? Всех умнее. (Человек)
4. Кто лучше всех? (Мать)
5. Какой же олень всех быстрей бегает? (Ветер)
Эвенкийские пословицы, жемчужины народного творчества, столетиями передавали опыт последующим поколениям. В этих кратких изречениях заключены чувства и мысли маленького северного народа.
- А вы знаете эвенкийские пословицы и поговорки?
- Для того, чтобы узнать какие эвенкийские пословицы есть, давайте выполним с вами задание «Собери пословицы».
Охотнику нужны олени,
как глухарю крылья.
Олень и собака –
друзья охотника.
Болтуна надо бояться так,
как боится олень волка.
Не тот хорош, кто красивый,
а тот хорош, кто в работе хороший.
(Содержание задания: обучающимся необходимо правильно соединить
части пословиц. При выполнении задания важно обратить внимание на
значение пословиц, толкование их смысла.)
У каждого народа есть и свой национальный праздник.
Больдёр – летний эвенкийский праздник, во время которого происходит так называемая «встреча всех родов». В старину номады тайги собирались, что бы обсудить насущные вопросы, заключали брачные узы, мастера представляли свои изделия и, конечно, много пели и плясали. Проводится праздник в начале лета, когда распускаются почки лиственницы, когда всю ночь напролет кукует кукушка, а впереди все лето. Начало лета означало у эвенков начало нового года. (Слайд 13)
Традиции эвенков. Многие старинные обычаи и традиции соблюдаются и по сей день. Из поколения в поколение передается благоговейное отношение к огню, почитание добрых духов, уважительное отношение к старикам, женщинам и детям.
Все эти традиции нашли отражение в коротких наставлениях: «Нельзя рубить дрова около огня, чтобы его не ударить», «Никогда не жалей для людей пищу, и ты в своей жизни ни в чём не будешь нуждаться», «Помоги старому человеку. Радость старого человека осчастливит других людей».(Слайд 14)
Праздник Больдёр сопровождался национальными играми, представители родов состязались в ловкости, быстроте, меткости. (Слайд 15)
Часть 3. ЗаключительнаяВот и подходит к концу наше небольшое путешествие.
- Как называется народ, о котором мы сегодня говорили?
Предлагаю вам ответить на вопросы викторины
Викторина (Слайд 16 – 18)
Эвенки в наше время являются малочисленным народом. Конечно, много ярких традиций и самобытных черт из жизни эвенков остались за «кадром».
Наше путешествие хотелось бы закончить словами Огдо Аксёновой:
Поверье древнее гласит:
Удача у того гостит,
Кто от людей её не прячет.
Всем удачи!